Некоторые примеры

Как-то раз я ужинала у своей приятельницы; помимо нас, за столом сидели муж с женой и их семилетняя дочь. Несомненно, эта девочка была гордостью родителей, тем более, что она родилась, когда им обоим было уже далеко за тридцать.

Пример.

Пример.

Во время еды эта девочка - милая, тактичная и совершенно не выглядевшая растяпой - случайно опрокинула стакан с водой. Родители немедленно принялись всячески критиковать ее: «Джеральди-на, какая ты неуклюжая! Какая ты неловкая! Немедленно принеси салфетку! Как ты глупа!» Даже у меня - взрослого человека - буквально пошла голова кругом от обвинений, которые наперебой сыпались на ребенка. Трудно даже представить себе, какое потрясение испытала эта девочка из-за какого-то ничтожного пустяка, который и промахом-то назвать нельзя.
Первая немедленная реакция девочки заключалась в попытке отпрянуть как от удара, напрячь мышцы, как при физическом или вербальном нападении - естественная человеческая реакция. В ответ на стресс происходит задержка дыхания, уменьшается объем воздуха, поступающего в легкие и ограничивается приток кислорода ко всем органам; таким образом, при ответной реакции на угрозу нападения страдают все физиологические системы организма.
Чем же была вызвана такая неадекватная реакция со стороны родителей? Я уверена, что родители и сама девочка понимали, что все произошедшее было просто маленькой случайностью, на которую и не надо было обращать внимание. Однако эта случайность вызвала чрезмерное раздражение родителей, возможно, из-за смущения перед хозяйкой дома. Мне показалось, что они просто не поняли, насколько их реакция отличается от обычной ответной реакции на такое «происшествие». Возможно, что родители девочки не замечали, что на критику и окрики она реагирует физически.
К каким же последствиям мог бы привести этот инцидент, который вполне можно расценить как эмоциональную травму, пусть и незначительную по объему? Если бы не было повторения подобной ситуации, то к концу вечера, скорее всего, девочка просто забыла бы о том чувстве дискомфорта, который она испытала. Позже дома родители провели бы с ней некоторое время, почитали вместе книжку, обняли и поцеловали ее перед сном, после чего она поняла бы физически и эмоционально, как сильно ее любят. При таком развитии событий эта маленькая неприятность бесследно стерлась бы из ее памяти, мышечное напряжение исчезло и организм полностью восстановился бы. При другом развитии событий раздражение родителей к концу вечера могло усилиться; еще одна незначительная оплошность Джеральдины вполне могла бы вызвать родительское негодование. Тогда чувство дискомфорта и эмоциональное напряжение было бы гораздо сильнее и сохранялось бы длительное время; вместе с ним гораздо дольше оставалось бы и напряжение мышц.
Я была знакома с девочкой 14 лет из семьи учителей, которая уже в этом возрасте испытывала постоянный стресс и напряжение; она все время старалась предугадать, какой тип ее ответной реакции на различные события в школе и дома окажется наиболее приемлемым для родителей. С раннего детства реакция родителей на ее поступки определялась скорее их настроением и расположением духа в данный момент, а не сущностью самих поступков; иногда ее баловали и дарили подарки, а иногда и резко критиковали. Несмотря на то, что ее поведение, как правило, соответствовало возрасту, ей не удавалось предугадать ответную реакцию со стороны родителей; в тех случаях, когда мать расценивала ее поведение как «неправильное», она ощущала холодность вплоть до чувства отторжения от семьи. Когда же ее поведение расценивалось как «хорошее», то она ощущала родительскую любовь и теплоту отношения.
Это типично для тех детей, отношение к которым родителей зависит от перепадов их собственного эмоционального состояния, а не от их поведения. Подобная ситуация не может не внести сумятицу в голову ребенка. Иногда родительское «Нет» означает твердое «Нет. Сделаешь по-своему - получишь пощечину»; в других случаях родительское «Нет» означает «Нет. Но если будешь приставать, то получишь то, что хочешь; у меня нет сил обсуждать это»; и, наконец, «Нет» может быть завуалированным разрешением делать что угодно, только не беспокоить и уйти с глаз долой. У детей подобные неопределенные высказывания родителей обычно вызывают развитие тревожного состояния и замешательства - ребенок просто не в силах понять, будет ли его поступок одобрен родителями или вызовет негодование. При таком «воспитании» дети или будут пребывать в состоянии гнева и замешательства, протестуя против родительской власти и любых авторитетов (в настоящее время эта проблема представляется одной из ключевых проблем школьного обучения), или же будут постоянно ощущать тревогу, постепенно превращаясь в запуганных и робких детей, которые страшно боятся вообще совершить какой-либо поступок.

Метки: , , , , ,