Подавление естественных способов преодоления травмы
Чрезвычайно часто встречаются ситуации, когда детей с раннего возраста приучают подавлять и блокировать естественные механизмы высвобождения чувств, что снижает возможность столь же естественного преодоления эмоциональной травмы.
Часто можно наблюдать, как родители, учителя, старшие братья и сестры разыгрывают модели подавления высвобождения эмоций, которые они усвоили, когда сами были детьми. Во многих случаях взрослые подавляют естественные механизмы высвобождения эмоций у детей (смех, крики, плач) потому, что это расстраивает их, напоминая о собственных неразрешенных эмоциональных травмах («Ну, что ты плачешь, прекрати, нельзя плакать»). Обычно родительские слова «не плачь» сопровождаются скрытым намеком на угрозу, иногда шлепком или, что более вероятно, намеренным отвлечением внимания. При повторении такой ответной реакции родителей ребенок обучается не плакать (или не злиться, не прыгать, не бегать, не быть любопытным), однако следствием этого является подавление естественных средств высвобождения эмоций и исчезновением такого важного человеческого качества, как искренность. Систематическое применение этого способа «воспитания» детей приводит к блокированию плача и других высвобождающих механизмов; в более старшем возрасте у человека формируется классическая модель поведения, которую называют «крепко сжатые губы» (у этих людей действительно наблюдается неестественное напряжение мимических мышц, особенно круговых мышц рта).
Родители часто пытаются отучить ребенка плакать уже в очень раннем возрасте - до трех месяцев или же в течение первого года жизни, причем плач считается наиболее неприемлемым у мальчиков. Слезы и плач у девочек обычно считаются более допустимыми, а у мальчиков терпимее относятся к проявлениям гнева. В целом часто выявляется перверсия эмоционального выражения: при блокировании естественного выхода эмоций начинает проявляться его плохой и непонятный заменитель. Например, девочки и женщины могут плакать, испытывая гнев, но не в состоянии исцелиться от травмы, возникающей вследствие гнева. Причина подобной перверсии часто заключается в том, что гнев у девочек не считается приемлемым качеством; соответственно родители «успешно» подавляют у них проявления гнева с самого раннего возраста. Подобным же образом мальчики и мужчины часто не способны справиться с проявлениями горя - они приучены не плакать, когда ощущают себя несчастными, поэтому вместо плача они могут чувствовать гнев. Конечно, эти примеры очень упрощены и даже стереотипны; многие люди независимо от их пола не умеют плакать или чувствовать гнев, однако эти характерные черты действительно встречаются достаточно часто.
Нет комментариев
Пока нет комментариев. Хотите добавить?
Извините, комментарии к этому сообщению закрыты!