Эмоциональные травмы детского возраста, обусловленные неправильным воспитанием

Этот раздел написан молодой матерью Розалиндой Оксен-форд, учительницей по профессии.
Двухлетний ребенок, который отобрал у другого ребенка его любимую игрушку, не задумывается о том, что заставил кого-то почувствовать боль утраты и разочарование.

Эмоциональные травмы детского возраста.

Эмоциональные травмы детского возраста.

А ребенок, у которого отобрали игрушку, думает только о своей потере, когда видит свою игрушку в чужих руках. Он пока не понимает, что вскоре ему наверняка вернут ее, так как это понимание приходит вместе с опытом и со способностью запоминать. Этот ребенок полностью погружен в настоящее и, скорее всего, будет активно протестовать. Пока у него не выстроится понимание своих собственных чувств, он не сможет понять чувства другого человека - он просто неспособен на это. Ребенок отбирает игрушку у другого без всякой злобы, однако с осознанием своих собственных чувств; он более открыт для постижения нового опыта, например, для осознания того, что родители сразу же ему предложат новую хорошую игрушку взамен той, которую он только что отобрал. Если подобная ситуация повторяется достаточно часто, то ребенок постепенно приобретает опыт альтернативной ответной реакции.
С другой стороны, любой оттенок критики (к которой дети любого возраста чрезвычайно чувствительны; они настроены на критику и принимают всё за чистую монету) вызывает у них чувство дискомфорта, вынуждает их закрыться и сосредоточиться на самих себе. Таким образом, у ребенка, которого постоянно критикуют, меньше возможностей обратить внимание на окружающих; любые попытки взрослых обратить внимание маленького ребенка на других детей нецелесообразны - они приводят к прямо противоположному результату.
Любящие родители, которые одновременно с демонстрацией любви выказывают разочарование поведением ребенка (в некоторых случаях глубокое разочарование), тем самым дают ему понять, что они любят его независимо от того, «хорошо» он себя ведет или «плохо». Следовательно, в таком случае ребенок без сомнений примет то, что иногда ведет себя неправильно, поскольку этот сигнал он получает от людей, которые любят его всегда и больше всех на свете. Маленький ребенок, следовательно, не может интерпретировать реакцию взрослых адекватно - он пока не в состоянии понять сложную ответную реакцию взрослых в тех случаях, когда его поведение чем-то отличается от обычного. Он просто пока не достиг такого уровня понимания, чтобы уловить суть ответной реакции взрослых. Подобным же образом не поймет сути и ребенок семи лет, на которого накричала мать из-за того, что он что-то забыл в школе - он просто не достиг еще такого уровня зрелости, чтобы полностью отвечать за свои поступки. Критику со стороны матери он воспринимает как сигнал, что он недостаточно «хороший» и поэтому им разочарованы.
Мы все поступаем подобным образом в тех или иных ситуациях, потому что мы все люди и находимся под давлением обстоятельств. Тем не менее, мы - взрослые, со своим взрослым пониманием; если результаты воспитания ребенка отличаются от ожидаемых, то прежде всего нам необходимо внести необходимую коррекцию в свое собственное поведение.

Метки: , , , ,